Отношения Наполеон - Штирлиц
Отношения заказа, как и отношения ревизии, являются разноуровневыми. Один из партнеров, именуемый заказчиком, воспринимает другого под-заказного — вовсе не так, как второй — первого.
Концентрация заказчика на определенной, естественной для него сфере интересов приковывает внимание подзаказного и служит мощным инструментом воздействия на него; в то же время, жизненное поведение подзаказного отличается, с точки зрения заказчика, широтой мышления, однако также и спутанностью, и, если можно так выразиться, бестолковостью.
Принципиальная уверенность заказчика в определенных вопросах бытия, в общем, нейтрально сочетается с соответственной зоной <небрежной уверенности> подзаказного.
Одна из наиболее развитых психических функций довлеющего партнера, отражающая основную сферу его возможностей, резонирует с наиболее восприимчивым, <впечатлительным> элементом подзаказного, тем самым заставляя его осмысливать определенную задачу, в чем и заключается принципиальный момент механизма заказа.
Усилия заказчика, сопряженные с его стремлением к определенному социальному имиджу, встречают объективную и беспристрастную оценку подзаказного, так что на данном взаимодействии подчиненный партнер может позволить себе относительно <расслабиться>.
На незащищенное, слабое место заказчика подзаказный, при желании, может направить мощное ограничивающее воздействие. Это — вторая определяющая особенность, проясняющая <принцип действия> заказных отношений.
Заказчик не может получить адекватную информацию на те структуры, которые ее жаждут, так как подзаказный в соответствующей сфере откровенно слаб. Вследствие этого подзаказный представляется неубедительным и достойным жалости.
При этом оценивающая функция, взаимодействуя с наиболее сильной и интересной компонентой подзаказного, подсказывает заказчику, что его партнер весьма талантлив в своем деле.
Наиболее яркие особенности поведения подзаказного встречают, по большей части, снисходительный контроль заказчика, который при необходимости легко может быть актуализирован и направлен на погашение избыточности проявлений <младшего> партнера.
Сфера <общеобразовательных>, служащих поддержанию реноме, притязаний подзаказного встречает нейтральное, окрашенное некоторым <попустительством> отношение со стороны заказчика, при этом последний представляется в данном круге вопросов в целом более сильным.
Очевидно, что, в отличие от ревизных отношений, безнадежных для подчиненного участника, в отношениях заказа имеются возможности эффективного противодействия господствующему партнеру, так что последний оказывается в определенном смысле более слабым и, в случаях открытой конфронтации, становится пострадавшей стороной.
Второе важное отличие этого вида разноуровневых отношений заключено в их большей, по сравнению с ревизией, гуманности и осмысленности. По этой причине отношения заказа часто обладают достаточной теплотой, чтобы соединить людей в дружбе, а также и в брачном союзе на долгие годы.
Менее благоприятно заказ реализуется в случаях, когда заказчик — личность заведомо более слабая по сравнению с подзаказным, т.е., например, заказчик — ребенок, подзаказный — взрослый, или же: заказчик — женщина, подзаказный — мужчина. В последнем случае достичь взаимопонимания особенно сложно. Поэтому чаще наблюдаются браки, а которых супруга — подзаказный.
В отношениях делового сотрудничества заказ не может считаться предпочтительным. Однако, он и не столь тягостен, как ревизия.
Сравнительно хорошее развитие заказные отношения могут получить в ситуации, когда заказчик — босс, но лишь при условии, что он научится <слышать> сотрудника-подзаказного. А вот если босс — подзаказный, ему следует стараться задействовать профессиональную мощь заказчика, вместо того чтобы направлять усилия на борьбу с ним.
Развитие отношений по конструктивному варианту тем более возможно, что сферы профессиональной уверенности у партнеров практически не пересекаются.